Автолюбители спорят не один десяток лет, нужно ли прогревать машину, либо можно двигаться сразу после запуска двигателя, не дожидаясь нагрева мотора и салона. И тот, и другой вариант имеют свои особенности, поэтому надо разобраться во всех нюансах, потом решить, как и сколько готовить двигатель к езде, чтобы нанести ему минимальный ущерб.
Плюсы и минусы прогрева
Большинство современных производителей рекомендуют прогревать мотор минимальное время либо не делать этого вообще. Причем, советы очень часто обосновываются не с точки зрения безопасной эксплуатации двигателя, а исходя из экологических норм и срока службы машин, который очень сильно сокращается. По сути, изготовителю выгодно, чтобы ресурс был поменьше, поэтому не стоит полностью полагаться на указания в инструкции. Минусы прогрева такие:
- В первые минуты выхлопные газы особенно грязные. Это связано с тем, что катализатор еще не прогрелся и не нейтрализует вредные вещества. На ходу все части системы греются быстрее, поэтому ущерб для экологии уменьшается.
- Дизельные двигатели на месте греются медленно. Даже 15 минут работы не обеспечат выхода на рабочую температуру, проще несколько минут провести в движении.
- Современные инжекторные моторы нормально работают почти сразу. Им не нужна высокая температура для того, чтобы нормализовать все процессы.
- Даже если охлаждающая жидкость прогрелась, масло делает это медленнее. Поэтому польза может быть намного меньше, чем кажется.
Что касается преимуществ, то их не меньше, чем недостатков. И некоторые из нюансов очень важны, из-за чего и нельзя говорить, что прогрев бесполезен или опасен. Самые большие плюсы прогрева:
- Обязателен для карбюраторных двигателей, без этого динамика намного хуже, часто случаются провалы в работе или машина даже глохнет. Но нужно отметить, что греются такие варианты быстрее всего, их можно вывести на рабочую температуру стоя на месте.
- Износ всех трущихся деталей намного больше. Холодный металл прогревается неравномерно, что особенно опасно, так как из-за разницы температуры вероятность повреждений намного выше.
- Холодное масло густое, не обеспечивает должной смазки всех агрегатов. Особенно это опасно при применении минеральных составов, дешевой полусинтетики. Чтобы минимизировать эту проблему, на зиму стоит брать варианты пониженной вязкости, меньше реагирующие на перепады температур.
- Во многих моделях необходимо обеспечить прогрев коробки передач, других узлов в холодный период. Особенно это касается машин с автоматической трансмиссией, там кроме работы двигателя нужно несколько раз переключить все режимы, обеспечить движение смазки без нагрузки.
- Тормозная система, подвеска, другие части машины также изнашиваются гораздо сильнее до прогрева. На стоящей машине они греются медленно, поэтому в первое время после начала движения стоит ехать аккуратно, чтобы дать всем подвижным частям разработаться.
Стоит изучить инструкцию по эксплуатации своей модели, уточнить, какие рекомендации дает производитель. Иногда они отличаются от общепринятых, но чаще всего подробной информации по запуску двигателя зимой нет, приходится разбираться самостоятельно, чтобы обеспечить минимальный ущерб деталям.
Как правильно прогревать
Производители смазочных материалов утверждают, что даже на холодном двигателе на всех поверхностях внутри остается масляная пленка, защищающая их от повышенного износа. Но это полностью не спасает от перегрузок, один холодный запуск равносилен нескольким десяткам километров пробега. Проводить работу с учетом простых рекомендаций:
- При положительной температуре хватит 1 минуты работы на месте. За это время масло разойдется по всем каналам, можно трогаться без дополнительной подготовки.
- Если мороз до -10, лучше постоять от 3 до 5 минут. Это нужно для того, чтобы немного прогреть все агрегаты перед началом движения.
- При температурах от -15 и ниже стоять желательно 8-10 минут. Масло в таких условиях густеет намного сильнее, ему надо время для восстановления свойств.
Есть несколько признаков того, что машина прогрелась, их также стоит учесть, особенно когда опыта мало:
- Из дефлекторов пошел теплый, но не горячий воздух. Ждать полного нагревания нет смысла.
- Обороты снизились с прогревочных до нормальных. Если после запуска двигатель какое-то время на повышенных оборотах, то, пока они не опустятся до обычного значения, ехать не стоит.
Надо отметить, что двигаться без какого-либо прогрева нельзя, нужно хотя бы минимальное время для того, чтобы масло разошлось по каналам. Но стоять очень долго нет смысла, исключение составляют только старые карбюраторные двигатели, которым надо нагреваться дольше.
Как вам статья?